Позиция автора в сочинении ЕГЭ – обязательная часть работы, которую нельзя пропустить. Внимательно перечитайте выбранную вами проблему (с нее начинается сочинение) и выделите ответ автора, итог его размышлений, решение поставленной задачи.
Как найти авторскую позицию?
Очень важно понимать, как выразить позицию автора в сочинении ЕГЭ – это одна из неотъемлемых частей структуры работы, от неё нельзя отказаться. Более того, если вы пропустите этот абзац – значит, нарушите план, значит, получите минимум баллов. Уверены, что подобного исхода событий вам хотелось бы избежать.
Давайте попробуем разобраться, как определить позицию автора в тексте ЕГЭ. Это кажется сложным только на первый взгляд. Давайте обратимся к структуре: ваше сочинение начинается с вступления, где вы формулируете одну из проблем, существующих в тексте.
Здесь важно учитывать следующее: за отсутствие авторской мысли или за неверную формулировку вы получаете ноль баллов, но максимум по этому критерию всего один. Однако, если вы неверно поняли суть текста и не смогли правильно вычленить проблему, которая непосредственно связана с авторским мнением, вы получите ноль баллов за всю работу. Так как именно первый критерий («отвечающий» за формулировку проблемы) важнее всего!
Итак, становится понятнее, как писать позицию автора в сочинении ЕГЭ по русскому языку? Нужно обязательно исходить из проблемы, которую вы выделили в самом начале. И здесь стоит запомнить такую полезную подсказку:
- Проблема – это своеобразный вопрос, который ставится автором произведения (даже если она не выражена в вопросительной форме);
- А вот авторская позиция – это ответ на этот самый вопрос, решение проблемы, вывод, итог размышлений.
Это универсальный ответ на вопрос, как найти позицию автора в тексте ЕГЭ. Ещё раз отметим: чтобы без проблем справиться с этим абзацем, сначала стоит потренироваться искать проблему.
Кроме того, существуют специальные выразительные средства, которые помогут вам в поисках авторского мнения.
1. Оценочная лексика
Как несложно догадаться, это слова, которые помогают выразить оценку каких-либо действий, явлений, событий и так далее. К оценочной лексике можно отнести такие слова, как: прекрасный и ужасный, чудесный и противный, роскошный и нахальный, изумительный и безобразный и другие.
2. Средства выразительности
Еще одна подсказка, как искать в тексте мнение автора – обращать внимания на разнообразные средства выразительности. Это, в первую очередь, риторические восклицания и вопросы, но также и другие художественные приемы.
3. Слова-маркеры
Если вы внимательно прочитаете текст, можете заметить в нём специальные маркеры, указывающие на авторскую позицию. К ним можно отнести такие слова, как: главное, самое важное, нужно, надо и другие.
4. Вводные слова
Вы наверняка знакомы с вводными словами – особенно с такими: к сожалению, к несчастью, к счастью, ко всеобщей радости. Они также помогают писателю донести свое отношение к отображаемому предмету до читателя.
5. Побудительные предложения
Существуют предложения, которые содержит в себе призыв, напрямую обращены к читателю. Воспринимаете их как выражение авторского мнения.
Как вам такой пример позиции автора в сочинении ЕГЭ – «Учитесь у великих, размышления об их жизни помогут вам лучше понять себя»? Сразу становится понятно, что хотел сказать писатель.
Как сформулировать мысль?
Прежде чем разбираться, как начать позицию автора в сочинении ЕГЭ, обращаем ваше внимание на то, что этот абзац может быть максимально коротким. В целом, достаточно всего одного-двух предложений, чтобы четко выразить нужную мысль.
Приводим несколько примеров клише для позиции автора в сочинении ЕГЭ, которыми вы можете пользоваться. Несмотря на то, что фразы эти являются формальными, они обязательны – так как служат своеобразными логическими «мостиками» и помогают соблюдать структуру текста. Таково наше «соглашение» с правилами ФИПИ!
- На мой взгляд, автор хотел сказать следующее …
- Мнение автора таково …
- Автор считает, что …
- Позиция ФИО заключается в том, что …
- ФИО приходит к выводу, что …
Используйте любое клише для мнения автора в сочинении ЕГЭ – после него нужно кратко сформулировать само отношение к проблеме, ее решение, ответ на вопрос.
Помните следующее: в художественных текстах мнение выражено неявно, косвенно. А вот в публицистических, наоборот – четко и ясно. Поэтому есть и такие идеи, как сформулировать позицию автора в сочинении ЕГЭ:
- Позиция ФИО не выражена прямо, но автор подводит нас к мысли, что …
- Позиция ФИО выражена четко – он убежден, что …
Кажется, с этой частью работы мы справились! Пора переходить к следующему абзацу, который неразрывно связан с предыдущим.
Что дальше?
Напомним, что следующий абзац сочинения ЕГЭ – это согласие с позицией автора или несогласие с высказанным мнением. К написанию этой части работы также стоит подходить максимально ответственно.
Логично, что у каждого читателя может быть свое отношение к позиции автора – на ЕГЭ это учитывается. Вам не обязательно соглашаться, если вы не считаете мнение верным. Просто не забывайте о том, что несогласие (как и поддержку авторской точки зрения) нужно выразить правильными словами.
Кратко расскажем о том, как писать комментарий к позиции автора к проблеме в сочинении ЕГЭ.
Во-первых, не забудьте сделать грамотный переход от предыдущего абзаца к следующему. Примеры согласия или несогласия с автором в сочинении ЕГЭ могут быть такими: «Я полностью согласен/не согласен с автором в том, что…» или «Я разделяю/не разделяю точку зрения ФИО…».
Во-вторых, всегда держите в голове структуру: тезис + аргумент + вывод.
- Тезис – ваше согласие или не согласие с авторским мнением;
- Аргумент – это обоснование, которое подкрепляет или опровергает тезис;
- Вывод – соответственно, логическое завершение абзаца.
Мы дали вам множество подсказок, как написать позицию автора в сочинении ЕГЭ – теперь вы сможете справиться с этой непростой задачей! Ещё раз напомним золотые правила: внимательно читайте текст и грамотно подходите к поиску и формулировке проблемы. Тогда у вас не будет трудностей с выделением авторского мнения.