Общие правила фактчекинга

4 августа, 2022
  5 минут чтения

Фактчекинг должен быть знаком каждому, кто работает с текстом и информацией. В первую очередь, речь идет о журналистах – но с развитием контент-индустрии общим правилам должны научиться копирайтеры, маркетологи, да и любые другие специалисты. Что же это такое и почему так важно следовать этим принципам?

Что это?

Начнем с понятного определения, что такое фактчекинг простыми словами – это проверка информации. Термин сложился из двух английских слов, которые (ожидаемо) переводятся так: fact – «факт», checking – «проверка».

Но за этим довольно простым определением кроется очень многое! Как мы уже упоминали, появился фактчекинг в журналистике, потому что основой любого журналистского материала является какой-то свершившийся факт.

Скорее читайте, как закрыть больничный лист не выходя из дома.

Чтобы еще лучше понять, что означает термин «Фактчекинг», приведем определение самого слова «факт». Это информация, которая на сто процентов соответствует действительности. Факт – это то, что было достоверно установлено, проверено, доказано и подтверждено реальными людьми/событиями.

Подумайте сами, может ли хороший журналист рассказать читателям о каком-то событии, снабдить рассказ иллюстративным материалом, добавить собственное мнение – и при этом даже не проверить информацию, которой он делится с аудиторией?

Разумеется, нет. Это одно из основных правил работы в СМИ – проверять нужно все данные, которые вы планируете использовать.

Действует фактчекинг не только в СМИ – применять базовые правила необходимо при создании любых материалов, где есть текст, изображения, видеоролики… Любой контент должен быть проверен. Вы не должны обманывать аудиторию, даже неосознанно – автор несет ответственность за публикации, которые «подписывает» своим именем.

Основные принципы фактчекинга таковы:

  • Вы должны беспристрастно оценивать информацию;
  • Используемые данные должны быть точными и достоверными;
  • Оценку информации нужно производить согласно независимым источникам.

Как видите, правила фактчекинга не так уж и сложны – другое дело, что начинающему специалисту может быть очень сложно понять, как же отделить правду от лжи, как подтвердить достоверность данных.

Как проверять информацию?

Вот мы и перешли к тому, как делать фактчекинг. Уверены, вы догадываетесь – недостаточно просто загуглить информацию, чтобы получить подтверждение или опровержение в корректности используемых данных. Это лишь первая ступень, но впереди вас ждет масса других, более серьезных действий.

1. Обращайтесь к экспертам 

Это очень важно: вы обязательно должны искать подтверждение у тех, кто разбирается в освещаемом вопросе. Недостаточно просто собрать информацию, ей нужно дать экспертную и беспристрастную оценку.

Если у вас нет «живого» эксперта, который готов дать интервью (ответить на пару вопросов), пользуйтесь научной литературой или проверенными интернет-ресурсами на соответствующую тематику. Если речь идет о коммерческих текстах, вы можете получить все нужные данные у представителя компании.

2. Найдите первоисточник

Один из прекрасных инструментов фактчекинга – поиск первоисточника. Это может быть не только человек (например, очевидец события), но и какой-то печатный материал или иное свидетельство.

В прошлой статье рассказали, как встать на учет в центр занятости дистанционно в 2022 году.

Здесь стоит отметить, что к любому источнику нужно относиться максимально беспристрастно. Если вы замечаете, что источник слишком очевидно склоняется (и склоняет вас) к определенной точке зрения – вряд ли он заслуживает доверия.

Прекрасный пример фактчекинга: вы узнали, что на Ютуб-канале известного российского блогера должно выйти интервью с американским президентом. Прежде чем выпускать такую новость, стоит написать/позвонить представителю этого блогера.

3. Соберите максимум данных 

Порой бывает сложновато определить, перед вами правда или ложь – для этого мы и учимся фактчекингу! Если у вас уже есть экспертное мнение и данные из первоисточника, стоит озаботиться поиском дополнительных материалов и сбором сторонних мнений.

Как всегда, напомним, информация должна поступать из надежных источников: публикации, документы, подтвержденные фото или видеозаписи. Использовать мнение неизвестного человека, который не разбирается в ситуации, нельзя.

Последствия публикации непроверенной информации

Почему так важно проводить фактчекинг в соцсетях, в публикациях на сайте – в любых материалах издания? Потому что публикация непроверенных (ложных) фактов может повлечь за собой массу последствий.

Самое очевидное: вы внушаете читателю ложную информацию, что влияет на его мировосприятие, отношение к каким-то событием и даже взаимоотношения с другими людьми.

Отсюда вытекает следующее: публикация непроверенных данных легко тянет за собой потерю доверия к изданию. А это – отток читателей, падение доходов и репутационный крах. Особенно, если вы злоупотребляете фейками.

Не стоит забывать и о возможных судебных преследованиях, если ваши материалы «заденут» конкретную организацию или человека. Разумеется, не в последнюю очередь наказание может выражаться в виде штрафа – и даже блокировки сайта издания.

Наказание за публикацию фейков

Если вы уже понимаете, что такое фактчекинг (простыми словами – это проверка фактов), пора узнать и о наказании за нарушение принципов беспристрастности и точности.

Да-да, вы не ослышались, в России действует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регламентирует определение фейков и правила борьбы с ними.

Не стоит переживать: если вы пошутили на странице в социальной сети, никто вас не накажет. Но если вы целенаправленно распространяли недостоверную информацию, можно столкнуться с административным наказанием.

В двух словах расскажем, какая информация попадает под действие этого закона:

  • Если она недостоверна, но при этом общественно значима – выдавать такую информацию за правду запрещено;
  • Распространяемые сведения не должны угрожать здоровью и жизни людей, общественному порядку и работе системно значимых организаций.

За нарушение этих правил полагается штраф – от 200 000 рублей для изданий (сайтов, медиа) и от 30 000 рублей для частного лица.

Мы рассказали о том, что такое фактчекинг – это действительно стоит знать, если вы работаете с текстом и информацией, любой digital-специалист должен разбираться в базовых принципах проверки данных. Помните, лучше потратить больше времени на работу над материалом, нежели оказаться в неприятной ситуации, вводя читателей в заблуждение.

Автор

Эдуард По

Специалист в сфере IT и фриланса

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

120!!!!1722060594.3914