Дистанционное обучение на уроках русского языка и литературы

1 февраля, 2021
  4 минут чтения

Дистанционное обучение на уроках русского языка важно четко спланировать. Хороший учитель тщательно и чутко ведет каждое занятие. План урока, как показывает практика, на удаленке не особо отличается от традиционного формата:

  1. Краткий обзор пройденного на прошлом уроке и разбор сделанного домашнего задания;
  2. Подача блока с новым материалом;
  3. Тренировочные задания, упражнения;
  4. Обобщение и систематизация;
  5. Ознакомление с домашним заданием;
  6. Вопросы по теме.

Это всего лишь план. Сухой и обезличенный. Дистанционное же обучение русскому языку важно организовать так, чтобы максимально развить коммуникацию, стимулировать у учеников навык самообучения и вызвать исследовательский интерес.

В условиях удаленки преподавание должно быть гибким. Важно, чтобы учитель умел адаптироваться к текущей ситуации. Учитывал возраст класса, общую и индивидуальную активность обучающихся, технические возможности.

Педагогу следует научиться использовать новые инструменты так, чтобы детям на уроке было интересно. Ведь осознание изученного, а также принятие, закрепление и применение, в условиях онлайн учебы, у каждого ученика будут протекать индивидуально.

Ниже рассмотрим особенности дистанционного обучения русскому языку для начальной и старшей школ.

Как организовать урок русского языка на удаленке?

Чаще всего для организации дистанционного обучения по русскому языку и литературе учителя предпочитают онлайн-конференции. Из минусов, в процессе, дети, особенно младшие школьники, часто отвлекаются, сбивают заданный темп.

Дистанционный урок русского языка в начальной школе следует проводить, учитывая следующие моменты:

  • Материал подается дозированно. Дети максимально вовлекаются в процесс;
  • Применяются разные виды деятельности: вопрос-ответ, тесты, игры и т.д;
  • Новая тема объясняется через визуальные и звуковые методы. При этом, их важно постоянно чередовать;
  • 1-2 раза за урок проводятся физкультурные паузы, гимнастика для глаз, разминка для пальчиков. Чтобы не нанести вред здоровью.

При организации дистанционного обучения по русскому языку у старших школьников рекомендуется следующее:

  • Для более высокого уровня запоминания используют разные инструменты: видеозапись лекций, несложные видеоролики с инфографикой, видеоконференции, отправка учебных файлов, учебников и тренажеров на электронные почты ученикам;
  • Для повышения наглядности применяют опцию «Демонстрация экрана»;
  • Отличный результат в подаче материала дают тесты, аудиофайлы, звуковые диктанты, аудиотексты, художественные и обучающие фильмы, цифровые иллюстрации, видеоэкскурсии, интерактивные упражнения и т.д.;
  • Для большего вовлечения детей в процесс организовывают блиц-опросы, устраивают обсуждения, дискуссии, дебаты, видеоинтервью, дают творческие и проблемно-поисковые задания;
  • Берут на вооружение контент различных лингвистических и литературоведческих сайтов.

Наиболее популярные учебно-образовательные Интернет ресурсы в помощь учителям русского языка на дистанционном обучении:

  1. «Российская электронная школа»;
  2. «Учи.ру»;
  3. «ЯКласс»;
  4. Работа со словарями — Словари.

Как проверить знания школьников?

Чтобы проверить, выполняет ли каждый ученик основные требования к дистанционному обучению по русскому языку, можно использовать следующие методы:

  • Опция «Демонстрация экрана» позволяет проконтролировать выполнение обучающимся заданий теста, тренажера, упражнения из учебника прямо во время урока;
  • Учитель может проводить итоговые и промежуточные проверочные работы посредством индивидуальных сеансов видеосвязи;
  • Контрольные, тренировочные и домашние задания ученик отправляет учителю на почту или в личный кабинет на выбранном образовательном ресурсе;
  • Письменные работы в тетрадях после каждого урока сканируются или фотографируются и высылаются на проверку;
  • Школьники регулярно проходят онлайн-тестирование с мгновенной проверкой результата;
  • Педагог имеет право придумать любые собственные варианты контроля успеваемости учеников.

Русский язык и литература – это предметы, которые крайне сложно преподавать в условиях дистанционного обучения. Ведь данные дисциплины, как ни одна другая, требуют развития речевого навыка, умения работать с текстами. Вот почему учителю так важно подобрать такие инструменты преподавания, чтобы эта часть обучения не страдала.

Удаленка сегодня неизбежно является частью наших жизней. Как бы сильно против мы ни были, здоровье всего дороже. А потому, давайте будем относиться к ней, как к еще одной классной возможности для саморазвития. И для учителя, и для школьника, и для родителей.

Автор

Эльвира Ларина

Молодой педагог русского языка и литературы. Помогаю пережить дистанционное обучение учителям, студентам и ученикам.

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

121!!!!1638420213.3173