Сегодня существует несколько видов портфолио ученика. Все они призваны решить 2 важные задачи. Первая — проследить индивидуальный прогресс учащегося, а вторая — оценить его достижения и дополнить либо заменить этой оценкой другие тестирования. Рассмотрим подробнее, какие типы портфолио существуют и в чем их главные особенности.
Портфолио документов
Это такой вид школьного портфолио, в котором собраны все достижения, связанные с получением образования. В зависимости от того, обычный это документ или электронный, определяется, будут в нем копии или оригиналы грамот, сертификатов и т.д. Результаты мероприятий, в которых участвовал школьник, выставляются в его зачетную книжку. На их основании выводится итоговая оценка.
Главное преимущество этого вида портфолио в школе — возможность определить рейтинг учащегося. Это своеобразное дополнение к оценкам, которые были получены в ходе итоговой аттестации.
Минусом документа такого типа можно назвать его ограниченность. Он фиксирует образовательные достижения ученика, но не рассказывает о других его успехах, например, в творческой деятельности или спорте. Также здесь нет информации об интересах и увлечениях.
Портфолио работ
Еще один основной вид портфолио школьника. Здесь собраны все его работы. Они могут быть:
- творческими;
- проектными;
- исследовательскими.
Здесь же собирается информация об участии ученика в различных научных конференциях, лагерях, конкурсах, о посещении курсов и т.д.
Преимуществом этого типа портфолио ученика можно назвать возможность оценить его достижения не только в учебе, но и в других сферах деятельности, в том числе в творческой и в научной. Именно здесь более четко видны его интересы и увлечения, которые, возможно, в будущем повлияют на выбор профессии. Недостаток всего один — оценка этого документа может только дополнить итоговую аттестацию, но никак не повлияет ни на нее, ни на образовательный рейтинг ребенка.
Если говорить о структуре, она выглядит так:
- Проектные работы. Нужно указать тему, сделать описание, приложить фото, текст.
- Исследовательские работы, рефераты. Следует вписать изученную тему, название, количество страниц и другую важную информацию.
- Техническое творчество. Здесь нужно разместить фото и данные о моделях, макетах и т.д. Каждой работе дать название и сделать описание.
- Искусство. Можно просто составить список творческих работ и рассказать об участии в выставках.
- Другая активность. Речь идет об участии в театральных постановках, хоре, оркестре, музыкальном коллективе. Нужно зафиксировать длительность занятий, а также участие в концертах.
- Курсы, факультативы. Указать название курса, продолжительность, особенности проведения занятий.
- Практики. Речь идет о языковых практиках, социальных, педагогических и т.д. Здесь пишут место и продолжительность.
- Дополнительное образование. Здесь также стоит рассказать о курсах. Только с упоминанием учебного заведения, в котором они проходили.
- Конференции, семинары, лагеря. Нужно вписать тему, название организации, ответственной за проведение, форма участия.
- Олимпиады, конкурсы. Нужно зафиксировать полученный результат.
Также в этом разделе указывают спортивные достижения, например, участие в соревнованиях или получение разряда.
Кстати, этот вид портфолио подходит и для учеников начальной школы.
Отзывы
Еще один пункт в списке «какие виды портфолио существуют». В нем ученик делает оценку своих умений и успехов, анализирует разные виды деятельности, делает выводы и составляет план дальнейших действий. Здесь же могут быть размещены отзывы от учителей, родителей, одноклассников, организаторов различных мероприятий.
Комплексный вариант
В классификации портфолио учащихся есть еще один вид — комплексное. В нем объединены минимум 2 раздела. Этот вид считается самым эффективным и востребованным.
Итак, какие типы портфолио бывают? Документов, работ, отзывов или комплексное, объединяющие первые 3 вида. В каждом из них рассказывается о достижениях школьника в той или иной сфере. Затрагивается учеба, спорт, творчество, наука. Благодаря этому родители и педагоги могут видеть, что интересует ребенка и в зависимости от этого планировать взаимодействие с ним.