Портфолио: что это, как его составить и где разместить?

18 октября, 2021
  7 минут чтения

Портфолио – это важнейшая часть презентации специалиста, здесь отражаются его лучшие проекты. Нельзя недооценивать такую возможность показать свои умения, ведь это может помочь найти крутую работу и постоянных клиентов!

Что же это?

Начнём обзор с определения, что такое портфолио. Многие путают его с резюме, другие вообще не знают, зачем оно может пригодиться…

Итак, это папка/документ/пакет документов, раскрывающий квалификацию человека в определённой области. Иными словами, это список работ специалиста, которые представляют его навыки и знания с самой лучшей, выигрышной стороны. Не просто перечисление качеств, а конкретные работы, проекты, задачи, которые можно изучить, посмотреть.

Теперь о том, что означает портфолио – это прямая калька со слова portfolio, которое переводится с английского как портфель или папка с документами. Уже один перевод раскрывает суть этого понятия!

Не стоит путать его с резюме, это два совершенно разных документа (если их можно так назвать). В резюме раскрывается опыт работы специалиста на конкретных должностях и в конкретных компаниях. Кроме того, там указываются ключевые навыки, можно найти сведения об образовании, рекомендации и контактную информацию. Согласитесь, разница есть!

Разобрались, что это такое – портфолио. Теперь можно приступать к его наполнению – но только при условии, что подобный документ вообще вам необходим. Как это определить – расскажем.

Кому нужно портфолио?

Теперь у вас есть понимание, что это такое – портфолио. На следующем этапе разберёмся, кому вообще необходимо представить примеры своих работ. Ведь далеко не каждый специалист нуждается в подобной презентации.

Это достаточно легко понять! Если ваши рабочие задачи не меняются вне зависимости от места работы, сам процесс рутинный и деятельность поддаётся описанию инструкциями, вам не нужно задумываться о том, как собрать портфолио. Это касается, например, бухгалтера или секретаря, менеджера по подбору персонала. Хотя из правила есть исключение, о котором мы скажем ниже.

Кому нужно заранее позаботиться о том, как создать портфолио? Есть несколько категорий специалистов, которым стоит предоставлять презентацию достижений потенциальному работодателю.

1. Результат вашего труда ощутим – его можно увидеть, потрогать, рассмотреть, использовать иначе. Иными словами, вы создаёте новый отдельный продукт – это могут быть фотографии, сайты, строительные объекты и многое другое. В эту категорию попадают многие – художники, дизайнеры, веб-разработчики, строители, архитекторы, повара, event-менеджеры… Список можно продолжать долго.

2. Ваша работа заключается в создании творческого задания/проекта под определённую задачу/условия. Такого рода деятельностью занимаются журналисты, сценаристы, копирайтеры, PR-менеджеры, SMM-менеджеры и другие.

3. Вы работаете в проектном формате (то самое исключение, о котором мы обещали рассказать). В данном случае важно знать, как оформить портфолио, ведь вы можете показать результаты своей деятельности за короткое время. Например, вы налаживаете бизнес-процессы в компании, привлекаетесь в качестве HR-менеджера на определённый проект, проводите аудит фирмы и многое другое.

Некоторым специалистам попросту не нужно понимать, как составить портфолио – они представляют рабочую ценность и без самопрезентации навыков. Это не показатель ваших карьерных успехов!

Что добавить?

Другой важный вопрос, которым задаются представители творческих профессий – что входит в портфолио? Кажется, что ответ очевиден, нужно показать свои работы и проекты. Но руководствоваться столь простой мыслью нельзя, если вы хотите сделать эффектную презентацию, которая привлечёт новых клиентов.

Основное правило – выбирайте только лучшие работы. Показывать все выполненные проекты не обязательно, да и не нужно, заказчик может попросту потеряться среди этого объёма информации.

Лаконично – вот как должно выглядеть портфолио! Выберите несколько самых лучших проектов, которые раскрывают вас с выгодной стороны и позволяют подчеркнуть ваши навыки и умения.

Если вы работаете не в узкой специализации, а наоборот, выполняете задачи из самых разных сфер (например, универсальный копирайтер), презентацию стоит составлять под конкретного работодателя. Вряд ли компания, занимающаяся строительством, оценит ваши тексты на тему медицинского оборудования! Подбирайте релевантные проекты, которые покажут ваш уровень в конкретной области.

Важное о том, как заполнять портфолио по мере того, как вы растёте профессионально, стоит заменять старые работы новыми. Не переживайте, это покажет вас лишь с лучшей стороны! Никому не нужны слабые проекты, сделанные на заре карьерного роста – лучше представить свежие задачи, выполненные на 5+.

Что должно быть в портфолио – зависит от вас, точнее, от вашей специальности. Дизайнер добавляет отрисованные логотипы, копирайтер – размещённые статьи, архитектор – проекты строительства зданий…. Универсальной формулы в данном случае не существует.

Как оформить?

Оформление играет большую роль в восприятии материалов – все должно быть понятно, аккуратно и доступно.

Еще кое-что о том, как оформлять портфолио. У вас под рукой всегда должна быть ссылка, ведущая на личный сайт или облачное хранилище. Признак дурного тона – отправлять заказчику отдельные текстовые файлы или PDF-документы. Это очень неудобно, файлы достаточно много весят… Шансы, что к вам обратятся, стремительно падают.

Именно поэтому ваша презентация должна храниться в удобном месте – а вам достаточно просто отправить ссылку, чтобы ее продемонстрировать.

Какие варианты оформления вообще доступны и как сделать портфолио? Есть несколько вариантов:

  • Воспользоваться специальным сервисом, о которых мы поговорим ниже
  • Сделать сайт самостоятельно (аналог – группа или страница в социальной сети)
  • Загрузить работы в облачное хранилище (например, Гугл Диск или Облако Mail.ru)

Как красиво оформить портфолио – выбирать вам. Подумайте, какой способ подходит больше всего и перенесите свои работы в соответствующее хранилище. Разумеется, не каждый умеет создавать сайты и готов платить за уже готовый продукт. Но не всем подходят и стандартизированные сервисы для презентации. В этом вопросе рассчитывайте на себя, все строго индивидуально!

Специальные сайты

Как выглядит портфолио уже представили? Давайте загружать его на один из выбранных ресурсов. Ниже подборка хороших проверенных сайтов, выбирать вам!

  • Behance.net – для фотографов, дизайнеров, художников, видеомейкеров

  • Dribbble.com – сервис для художников, иллюстраторов, дизайнеров
  • Deviantart.com – международная платформа для художников
  • Portfolios.ru — сайт для размещения работ художников и дизайнеров
  • Illustrators.ru – сообщество художников
  • Techdesigner.ru – для дизайнеров, иллюстраторов, 3D-дизайнеров
  • Nerve.ru – сайт, где могут создать портфолио фотографы, художники, дизайн
  • Dunked.com — фотографам и дизайнерам
  • Portfoliosfriend.com — каталог подойдёт дизайнеру, фотографу, иллюстратору

Хотите сделать электронное портфолио для человека, работающего с текстом?

  • Clippings.me – подходит копирайтерам, авторам, журналистам
  • Pressfolios.com – сайт для размещения работ блогеров, журналистов, авторов, пиар- и контент-менеджеров
  • Headhub.ru – новый портал для копирайтеров и авторов

А как создать портфолио самостоятельно, если пока у вас не так много крутых работ, а за спиной нет крупных проектов? Начинающему специалисту нужно позаботиться о себе! Пока у вас нет реального опыта (или его слишком мало), делайте выдуманные задания. Например, возьмите сайт реальной компании и переделайте проект так, как вы видите оформление. Или возьмите существующую рекламную кампанию и расскажите, как вы бы ее провели.

Это отличный ответ на вопрос, как заполнить портфолио, когда нет настоящих заказов. Клиенты смогут увидеть ваши возможности, пусть даже пока это просто теоретический опыт – такие «выдуманные» проекты дают раскрыться вашим навыкам.

Мы дали вам ключи к тому, что такое портфолио и как его делать – соберите свои лучшие проекты, выберите подходящий ресурс и приступайте! Будьте уверены, это огромный плюс к вашей репутации крутого специалиста, не пренебрегайте этой возможностью.

Более того, многие работодатели даже не будут рассматривать кандидатуру без такой презентации – а вы же не хотите лишиться шанса получить интересную работу?

Автор

Эдуард По

Специалист в сфере IT и фриланса

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

129!!!!1638413713.6803