За и против ЕГЭ: настолько ли плох этот экзамен? Основные аргументы противников: на экзамене представлены лишь типовые задачи, он вызывает слишком большой стресс, сопряженный с трудностями подготовки.
Большой стресс
Один из самых распространенных доводов против ЕГЭ звучит так: во время проведения аттестации дети испытывают колоссальный стресс. Согласиться с этим утверждением несложно, однако, не стоит и демонизировать такую форму проведения экзамена.
В данном случае сложно сказать, какие бы экзамены не вызывали стрессовую реакцию – согласитесь, абсолютно нормально волноваться, если предстоит серьезная проверка знаний. Более того, результаты этой проверки очень важны, ведь от них зависит будущее поступление.
И тестовый формат единого государственного экзамена, и любые устные и письменные вступительные испытания одинаково волнуют и заставляют нервничать. Считать это недостатком системы вряд ли стоит.
Кроме того, напомним. Когда-то система работала таким образом: выпускник сдавал экзамены в школе, когда заканчивал 11-й класс. А потом сдавал ещё и вступительные экзамены уже в университете. Сопоставим ли уровень стресса? Не думаем.
Отказ от обучения в пользу решения типовых заданий
Еще одна причина, почему не любят ЕГЭ – многие осуждающие делают упор на то, что подготовка к экзаменам не предполагает изучения новых тем, лишь простое «натаскивание» на типовые задания.
У этого аргумента есть две стороны. Действительно, по своей сути экзамен представляет ряд типовых задач – все их можно увидеть в открытом банке заданий, прорешать, посмотреть, как это работает. Простора для воображения тут не очень много – ведь даже «творческие» темы (например, сочинения по литературе или русскому языку) и то устроены по одному шаблону. Кажется, понятно, почему родители против ЕГЭ – им хочется, чтобы дети запоминали новое, погружались в предмет, а не нарешивали задачки, набивая руку.
Между тем, стоит помнить, что никаких трудностей при сдаче экзамена не будет, если ученик отлично разбирается в теме. Вот и вторая сторона – достаточно хорошо учиться (а это предполагает подготовку заданий, работу на уроках, самостоятельно изучение предмета), чтобы с легкостью щелкать задания на экзамене. И вот почему не надо отменять ЕГЭ, надо лишь уделить достаточно внимания учебе – делать это нужно всегда, а не только в последний учебный год.
Подумайте сами, нужно ли «натаскивать» себя и пытаться запомнить ответы массы заданий из открытого банка, если вы и так хорошо разбираетесь в теме? Вот и ответ.
Трудность сдачи
Обсуждение за или против проекта ЕГЭ также крутится и вокруг формы проведения. Многим кажется, что сложны не столько сами задания, сколько правила, на которых строится единый государственный экзамен.
Здесь сложно не согласиться. Действительно, для чтения кодификатора нужно выделить побольше времени и приложить усилия, чтобы «продраться» сквозь бюрократические формулировки. То же можно сказать и о правилах заполнения бланка. Казалось бы, инструкция есть (она написана в самом бланке), но детей может деморализовать необходимость строго следовать этим самым правилам.
Свою роль играет и общая атмосфера – камеры, наблюдатели, металлодетекторы и множество охранников. Это может усиливать психологическое давление, хоть и является необходимой мерой для обеспечения беспристрастной оценки знаний учащихся.
Попытаемся подвести итог, почему ЕГЭ точно не отменят в ближайшие годы. Во-первых, такой формат проведения итогового государственного экзамена уже зарекомендовал себя с лучшей (в основном) стороны.
Во-вторых, это расширяет возможности абитуриентов – и это самое важное. Многие дети из отдаленных регионов могут поступить в хорошие ВУЗы в других городах. Можно подавать документы сразу в несколько университетов и при этом не придется сдавать вступительные экзамены несколько раз (вот где настоящий стресс).
В-третьих, система уже налажена и работает – нет никакого смысла пытаться строить с нуля новую форму проведения аттестации, если есть готовый инструмент. Показывающий неплохие результаты!
Рассказали вам об аргументах за и против ЕГЭ – как и всегда, люди делятся на два лагеря. Кому-то нравится такой формат, кто-то выступает резко против. Неизменным остается одно: любые экзамены можно сдать, если уделять учебе и подготовке достаточно времени.