Структура портфолио ученика едина для всех. Да, названия разделов и очередность могут отличаться. В некоторых регионах руководство школы или дети добавляют дополнительные пункты. Но основа остается той же. Причина проста — есть требования, закрепленные на законодательном уровне. Какова же структура портфолио ученика начальной школы по ФГОС? Какие пункты обязательно должны быть в нем, а что можно изменить или добавить?
Что говорит ФГОС
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, портфолио представляет собой способ фиксации, накопления и оценки достижений ученика в период с 1 по 4 классы. Оно является хорошим дополнением привычных нам средств оценивания и позволяет видеть прогресс ребенка сразу в нескольких сферах, например, в учебе, творчестве, социальной жизни и т.д.
Все, что должно быть в портфолио ученика, он вносит туда самостоятельно. Но под руководством учителя и родителей. При этом должны соблюдаться такие требования:
- Вести записи нужно регулярно. Минимум 1 раз в четверть или семестр.
- Важно придерживаться полной структуры портфолио учащегося.
- Сведения должны быть достоверными.
- Документ должен быть эстетичным.
Согласно ФГОС, список разделов портфолио может меняться по желанию администрации учебного заведения или же самого ребенка. Во втором случае это способ выразить свою индивидуальность.
Структура и содержание
Согласно предоставленному ФГОС шаблону, основные разделы портфолио ученика начальной школы выглядят так:
- Титульный лист;
- Мой мир;
- Моя учеба;
- Мне интересно;
- Мое творчество;
- Мои достижения;
- Отзывы и пожелания.
Каждый раздел имеет свои особенности.
Титульный лист
Из чего состоит заглавная страница? Это имя, фамилия, отчество, наименование учебного заведения, класс, контактные данные и фотография. Важно, чтобы фото он выбирал сам. При этом не нужно указывать или давить. Пусть ребенок выберет тот снимок, который максимально полно раскрывает его как личность.
Мой мир
Что входит в эту часть портфолио ученика? Это объемный раздел с несколькими подпунктами:
- Мое имя. Не просто его упоминание. Здесь можно рассказать, кто из известных людей прошлого и настоящего является тезкой, откуда имя пошло, что означает. Если у школьника интересная фамилия, можно рассказать и о ней.
- Моя семья. Можно рассказать о каждом отдельном члене семьи или описать ее в общем, добавить рассказ о традициях и привычках, совместных занятиях, увлечениях.
- Мой город. В этом разделе нужно рассказать о своем населенном пункте. Если ребенок посещал какие-либо его достопримечательности и интересные места, добавить фото. Интересная идея — разместить нарисованный им маршрут от дома до школы с указанием автомобильных дорог, светофоров и других важных элементов.
- Мои друзья. По возможности стоит приложить фото, а также рассказать о том, чем друзья увлекаются, где учатся, как любят проводить свободное время.
- Мои увлечения. С этой частью содержания портфолио ученика все просто. Нужно рассказать о том, чем ребенок увлекается. Писать можно обо всем: музыка, спорт, рисование, танцы, пение, вязание и т.д.
- Моя школа. Этот пункт представляет собой рассказ непосредственно о школе, учителях. В качестве дополнения можно упомянуть любимые предметы.
Что еще может входить в структуру портфолио школьника в этом разделе? Рассказ о привычках, характере, желаниях и предпочтения. Пункт так и называется «Мой характер».
Моя учеба
Из каких разделов состоит эта часть? Это контрольные работы, всевозможные тесты, работы, сделанные на отлично. Здесь же размещать графики, по которым можно следить за прогрессом в письме, технике чтения, счете. Не лишней будет информация о прочитанных книгах с кратким описанием и о четвертных оценках.
Мне интересно
Согласно общепринятой структуре и содержанию электронного портфолио, сюда нужно внести данные об экскурсиях, походах в театры, на выставки и в музеи. Можно добавить и рассказ о хобби.
Мое творчество
Давайте разберем описание структуры портфолио (пример). Там указано, что это единственный раздел, при заполнении которого ребенку предоставлена полная свобода. Он может выставить здесь все свои творческие работы (в виде фото). Если есть написанные школьником стихотворения или рассказы, их нужно занести в этот пункт. Важно рассказать о случаях, когда какая-то работа участвовала в конкурсах или отправлялась на выставку, возможно, о ней рассказывали в средствах массовой информации или в социальных сетях. По возможности все эти факты нужно подтвердить фотографиями.
Мои достижения
В этом разделе размещается информация об олимпиадах, в которых участвовал ребенок, мероприятиях, которые проводились в его школе, тестировании, конкурсах от учреждений дополнительного образования. Если есть такая возможность, можно приложить фотографии документов, грамот, сертификатов, дипломов и т.д.
Отзывы и пожелания
Этот раздел заполняет и учитель, и школьник по окончании учебного года. Учитель должен написать характеристику, а ребенок пожелания, которые бы он хотел оставить школе в целом, своему классу, педагогам. Также дети могут написать, что, по их мнению, стоило бы изменить. На этом примерная структура портфолио младшего школьника заканчивается.
Особенности заполнения
Предоставленная структура портфолио ученика начальных классов, количество и название рубрик может меняться и дополняться. Главное — сохранить основные разделы. По словам опытных педагогов, в случае с детьми 1-4 классов особе внимание следует уделять разделу «Мое творчество», а не «Мои достижения». Именно его стоит постоянно пополнять новыми объектами, рисунками, поделками и т.д.
Также не рекомендуется называть документ дневником достижений. Иначе жизнь ребенка превратится в бесконечную гонку за дипломами, грамотами, хорошими оценками.
Итак, последовательность и наименование разделов портфолио хоть и обсуждается во ФГОС, может быть слегка изменено. Все зависит от возрастных особенностей учащихся и образовательного учреждения. Учителя должны регулярно проводить анализ структуры портфолио и при необходимости дополнять ее новыми важными пунктами.