Работа психолога в условиях дистанционного обучения приобретает важнейшее значение. Не секрет, удаленка стала огромным стрессом для школьников, их родителей и педагогов. Учителям пришлось за экстремально короткий срок перенести школьные программы в онлайн среду. Дети столкнулись с необходимостью проявлять невероятные усилия в области самоорганизации. А родители, фактически, дома начали заменять учителей. Участников процесса вырвали из привычной среды и швырнули в новый, пугающе некомфортный мир. А на первом этапе, еще и без четких инструкций и твердого руководства.
Главная работа педагога психолога на дистанционном обучении заключается в психологическом сопровождении перехода, обеспечении психоэмоционального комфорта всем участникам.
Выделим основные направления деятельности:
- Психолого-педагогическая помощь семьям учащихся;
- Психологическое сопровождение учеников;
- Помощь педагогам в адаптации к условиям нового режима;
- Профилактика деструктивного поведения учащихся;
- Помощь старшим школьникам в профессиональном самоопределении;
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми из групп риска (в дистанционном формате);
- Онлайн мероприятия по активизации познавательной деятельности и личностного развития учеников.
Рассмотрим, как работает педагог психолог на дистанционном обучении подробно.
Деятельность психолога в условиях удаленного обучения
Дистанционные формы работы психолога не отличаются от деятельности любого другого учителя в школе в условиях удаленки:
- Психологическую диагностику по разным направлениям проводят посредством онлайн тестов, интерактивных опросников.
- Психологическое просвещение в условиях дистанционного обучения осуществляется посредством публикации профилактических памяток и заметок на школьных сайтах, в официальных социальных сетях учебного заведения, а также путем рассылки на личные аккаунты учащихся и родителей.
- Развивающая работа и коррекционные занятия со школьным психологом в условиях дистанционного обучения возможны через электронную почту (индивидуальные задания и обратная связь), с помощью мобильных игр и приложений (доступны на специализированных сайтах, часто бесплатно), с использованием интерактивных материалов для коррекционно-развивающей деятельности.
- Для групповых консультаций педагог использует программы для онлайн трансляций, например, Skype, Zoom, WhatsApp и им подобные.
План работы школьного психолога в условиях дистанта
Ознакомьтесь с примерным планом работы педагога психолога в период дистанционного обучения:
- Разработка рекомендаций по эффективной удаленной работе для учеников;
- Разработка памятки по созданию оптимальных домашних условий для дистанционки для родителей;
- Разработка рекомендаций для учеников и родителей по успешному преодолению психоэмоционального дискомфорта в условиях дистанта и мотивации ребенка;
- Онлайн тестирование и анкетирование всех участников процесса;
- Онлайн консультации с родителями и детьми из группы риска (выявленными посредством интерактивных опросов и тестов);
- Рубрика «Вопрос»-«Ответ» на школьном сайте (или в официальных пабликах в социальных сетях учебного заведения);
- Методическая и консультативная работа с коллегами;
- Работа с учителями: психологическое сопровождение учебной деятельности, узкие консультации по запросу;
- И др.
Психолог в школе обязательно проводит дистанционную работу с родителями, детьми и учителями. Самостоятельно определяет инструменты общения и передачи информации (Zoom, Skype, e-mail, соцсети, WhatsApp, Telegram и т.д.). Формирует собственный план работы, исходя из особенностей контингента и существующих проблем.
В чем заключается деятельность психолога педагога?
Кратко обсудим, каковы основные аспекты работы педагога психолога в условиях дистанционного обучения.
Первоочередной целью является формирование атмосферы доверия и поддержки между педагогами и учениками. Важно правильно мотивировать школьников на образовательный процесс. Для этого создаются рекомендации по вопросам психологического сопровождения.
Работа педагога психолога в условиях дистанционного режима заключается в оказании детям помощи в преодолении сложностей в восприятии новых материалов посредством онлайн технологий.
Удаленное обучение не исключает индивидуальную работу с учащимися. Наоборот, это удачное время для изучения личностных особенностей учеников, заслуживающих внимание (с подачи классного руководителя) и выявления характера их отношений с другими детьми. Специалист собирает сведения об особенностях таких личностей: самооценка, мотивация, степень тревожности, особенности познавательных интересов и т.д. Далее, на основе полученных данных, подбирает методы поддержки и выстраивает модель индивидуальных занятий. Занятия психолога с детьми во время дистанционного обучения проводятся посредством онлайн инструментов.
При необходимости, данный специалист выступает посредником в урегулировании спорных или конфликтных ситуаций (с вовлечением учителей, родителей, детей, руководства школы).
Работа школьного психолога на дистанционном обучении также связана со всесторонней поддержкой и помощью педагогам. Например, специалист помогает сформировать учебные группы (на основе анализа результативности, совместимости), выбрать форму общения, отследить прогресс или регресс.
Приведенная выше информация может быть принята к сведению как школьными специалистами, так и занятыми в сфере ДОУ (дошкольные образовательные учреждения), с поправкой на возраст подопечных.
Сказать наверняка, как психологу работать в школе дистанционно, предоставить четкую схему с указанием гладких чекпоинтов, очень сложно. Каждый специалист сам адаптируется к условиям среды, в которой работает. В распоряжении педагога – огромный набор интерактивных инструментов и цифрового контента. Остается только соединить все это с профессиональными навыками и накопленным опытом, и внедрить в жизнь.